С 1 января 2017 года произойдет распределение функций по администрированию страховых взносов, которые раньше выполнял Пенсионный Фонд России, между ПФР и Федеральной налоговой службой (ФНС). «Газета.Ru» объясняет, какими функциями будет обладать каждое из ведомств.

Сегодня работодатели уплачивают за своих работников в три государственных внебюджетных фонда три вида страховых взносов: пенсионные, медицинские и социальные. В большинстве случаев платежи составляют 30% от зарплаты работника: 22% идет в Пенсионный фонд, 5,1% – в Фонд обязательного медицинского страхования, 2,9% – в Фонд социального страхования. Представители самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, фермеры, нотариусы, адвокаты, врачи частной практики и т.д.) платят страховые взносы самостоятельно исходя из фиксированной стоимости страхового года и уровня своего дохода.

Существует также ряд льготных трудовых категорий, для которых процентные ставки по обязательным взносам существенно снижены, а в части медицинского и социального страхования зачастую и вовсе обнулены. А для опасных профессий с тяжелыми условиями труда, наоборот, предусмотрен дополнительный пенсионный тариф от 2 до 9%, который также оплачивают работодатели.

Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» был принят Государственной Думой 14 июня 2016 года и одобрен Советом Федерации 29 июня, а затем подписан президентом. В этих целях были внесены некоторые изменения в часть первую Налогового кодекса, согласно которым страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами устанавливаются Кодексом.

По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, процесс распределения функций позволит упростить систему администрирования бизнеса.

«Возникнет единое ядро администрирования, сбора и соответственно последующего использования всех налоговых и неналоговых платежей в стране», — отметил он.

Какие функции перешли в Федеральную налоговую службу

С января следующего года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование будет осуществлять Федеральная налоговая служба России. Это означает, что с 2017 года все вышеперечисленные операции будут регулироваться налоговым кодексом. В связи с этим сдавать отчеты о страховых взносах бизнесменам придется в ФНС. Все проверки бизнеса также окажутся под юрисдикцией налоговых органов.

Начиная с 2017 года, всю отчетность по страховым взносам будет принимать Федеральная налоговая служба России. Исключением станут дополнительные страховые взносы, которые граждане платят самостоятельно, в том числе в рамках программы софинансирования пенсионных накоплений. Эти платежи по-прежнему будет администрировать ПФР.

Помимо этого, ФНС будет регулировать и всю задолженность, включая дополнительные тарифы за вредные и опасные условия труда, а также доптарифы страховых взносов в отношении категорий физических лиц, работающих с управлением воздушных судов, а также лиц, занятых в угольной промышленности. В равной степени с администрированием задолженностей, ФНС будет осуществлять возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов страховщиков.

«Федеральной налоговой службе передаются полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, в том числе по проведению контрольных мероприятий, применению мер государственного принуждения (штрафы, взыскание недоимки)», — отметил заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Виталий Шуба.

Сдавать новый отчет необходимо будет не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчетным или расчетным периодом. Впервые компании должны будут отчитаться перед Федеральной налоговой службой за первый квартал грядущего 2017 года.

Какие функции остались за ПФР

Пенсионный Фонд России продолжит администрирование страховых взносов, которые граждане платят самостоятельно, в том числе в рамках программы софинансирования пенсионных накоплений.

Работодатели обязаны будут по-прежнему подавать в ПФР упрощенную ежемесячную отчетность, введенную 1 апреля 2016 года. Каждый месяц компании должны передавать в ПФР сведения о работниках, с которыми заключены трудовые договоры. Так у Фонда всегда будет актуальная информация: работает пенсионер или нет, что позволит своевременно проиндексировать пенсии тем, кто уже не работает. Необходимо помнить, что от «упрощенки» освобождаются компании, в которых нет наемных работников. В том числе тех, которые работают по гражданско-правовому договору. Освобождаются также и индивидуальные предприниматели, если они работают в одиночку.

После Нового года ПФР будет принимать годовую отчетность РСВ (расчет страховых взносов) за 2016 год. Дело в том, что РСВ сдается на второй месяц после отчетного периода. В данном случае – отчет за 4-й квартал 2016 года можно будет сдать до середины февраля.

Введена эта отчётность не так давно — со 2 квартала 2015 года. Новая форма призвана снизить административную нагрузку на плательщиков страховых взносов и обеспечить удобство при сдаче отчёта. Программы для подготовки бланка и его проверки можно найти в бесплатном доступе на сайте ПФР. Форму обязаны сдать все фирмы, зарегистрированные в Пенсионном фонде как страхователи. Индивидуальные предприниматели отчитываются, только если имеют статус работодателя. А за личные страховые взносы отчет не требуется.

Кроме того, в Фонд можно будет сдать уточненные РСВ за любой период до 2017 года, а также вернуть лишние суммы страховых взносов, которые были начислены до наступающего года. В 2017 году функция возврата излишков перейдет уже к Налоговой.

Зато ПФР, как и прежде, будет принимать годовой отчет по персональному учету. В нем содержится все, что касается персональных счетов граждан – по каждому работнику.

Источник: https://www.gazeta.ru/