Тагильский кремль
Всем тагильчанам знаком архитектурный ансамбль перед заводом имени В.В. Куйбышева (ныне завод-музей). Не площади возвышается монументальное здание бывшей демидовской конторы — памятника архитектуры первой половины XIX века. Одной стороной площадь раскрыта на пруд, другой — на завод.
Над историей застройки предзаводской площади в разное время работали сотрудники Нижнетагильского музея Т.К. Гуськова, Т.Н. Петрухина, С.А. Клат. Выявленные нами новые архивные материалы дают возможность воссоздать основные этапы формирования ее архитектурного облика.
Старожилы и краеведы называли этот ансамбль “Тагильским Кремлем”. Насколько термин применим в данном случае — вопрос спорный. Как известно, кремлем называлась центральная укрепленная часть русского феодального города, впоследствии градообразующее ядро. Роль такового в Нижнем Тагиле XVIII века выполняла сама предзаводская площадь, куда подобно лучам сходились главные улицы поселка. Таким образом, название “Тагильский кремль” не является строго научным. Но оно не случайно вошло в обиход краеведов и историков, поскольку эта площадь изначально являлась административным и архитектурным центром завода и округа.
За прошедшие столетия не раз изменялись ее территория, планировка и архитектурный облик.
Первым по времени считается изображение предзаводской площади на аксонометрическом рисунке в книге Вильгельма де Геннина “Описание уральских и сибирских заводов 1735 года”. Тогда селение Нижнетагильского завода имело только три улицы, вытянувшиеся вдоль реки Тагил и ее притока Рудянки. В центре поселка на большой незастроенной площади изображен одноэтажный господский дом. На основании архивных документов, обнаруженных научным сотрудником музея - заповедника С.А Клат в Центральном государственном архиве древних актов в Москве, можно определить дату постройки этого дома — 1726 год. Здание было деревянным, на каменном фундаменте, предназначалось для размещения приезжих гостей. Окна — из мелких слюдяных лоскутов.
В 1766 году встал вопрос о сносе или ремонте этого дома в связи с необходимостью перестройки. Предполагалось украсить его галереей — “кругом дому сделать балясины... а противу балкона подделав каменные столбы”. По свидетельству П.С. Палласа, побывавшего в Нижнетагильском заводе в 1770 году, вместо деревянного господского дома “вознамерились выстроить каменной по нынешнему вкусу”. Идея строительства галереи была воплощена впоследствии при строительстве нового господского дома — так называемых “Красных хором”.
В середине ХVIII века, судя по чертежу, хранящемуся в Центральном государственном архиве древних актов, на предзаводской площади находились деревянная церковь Введения во храм пресвятой Богородицы, “людские и скотские избы” с огородом, вышеупомянутый господский дом “о шести покоях”, башня деревянная с часами, магазин каменный для содержания пороху, амбар-кладовая, конюшни.
Альбом чертежей Нижнетагильского завода, обнаруженный в Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде, позволяет воссоздать облик предзаводской площади более позднего времени.
В 70-х годах XVIII века центром ее стал Входо-Иерусалимский собор. По мнению исследователя А.Ю. Каптикова, он был построен по проекту архитектора К.И. Бланка, популярного у московской знати в 1760-х годах. Из архивных материалов известно, что в строительстве храма принимали участие ярославские каменщики Яков Коколов и Яков Кокин, было налажено производство кирпичей по особым формам.
В это же время определялось размещение комплекса административных и господских зданий. Известный естествоиспытатель и натуралист Петр Симон Паллас, посетивший Нижнетагильский завод в 1770 году, оставил описание центра заводского поселка. На восточной стороне плотины построен в 1760—1763 годах каменный “разщетный” дом, где находились “приказная, судная и казенная избы с погребами для хранения денег”. По нашему мнению, это описание относится к главной заводской конторе. Ее здание, судя по чертежу 1828 года, было каменным и имело в своей архитектуре элементы древнерусского зодчества — полукруглые окна, двери, выносное крыльцо. Позднее об этом сооружении Н.Н. Демидов писал, что оно “больше походит на острог, чем на присутственные места”. Вблизи стоял деревянный дом, в котором находились рисовальная и комнаты для приезжих. С нашей точки зрения, речь идет о деревянном здании на каменном фундаменте, изображенном на чертеже 1828 года, — там размещались управа благочиния и школа живописи, часть комнат принадлежала господскому дому.
На плане Нижнетагильского заводского поселка 1828 года среди зданий предзаводской площади обозначены заводская чертежная, господский дом, хлебные магазины (сейчас известные как Верхние и Нижние провиантские склады), кухни. Чертежная занимала верхним этаж небольшого деревянного здания, в нижнем этаже находились комнаты для дворовых людей. Господский дом был деревянным, подвальный этаж — каменный. С фасада и торца дом украшен деревянной галереей с балюстрадой на каменных колоннах. В конце XIX — начале XX веков среди жителей Нижнего Тагила бытовало название этого дома — “Красные хоромы”. В небольшом одноэтажном деревянном строении располагалась кухня.
Комплекс зданий хлебных магазинов (или “магазинов, в кои насыпается провиант для раздачи рабочим людям”) представлял собой уникальный архитектурный ансамбль, созданный на протяжении второй половины XVIII — начала XIX веков. Верхний хлебный магазин был построен позже и в основном повторяет архитектуру Нижнего, но есть ряд особенностей. В частности, к северному фасаду Нижнего примыкала крытая галерея на 10 каменных колоннах. Здание же Верхнего хлебного магазина имело две галереи— со стороны южного и северного фасадов, а также дополнительное подвальное помещение, расположенное вдоль всей длины северного фасада на уровне первого этажа.
Формирование архитектурного облика предзаводской площади получило свое завершение в 30-х годах XIX века, когда было построено предположительно по проекту архитектора А.П. Чеботарева новое здание главной заводской конторы.
Этот выдающийся образец уральской архитектуры первой половины прошлого века был возведен на месте снесенной в конце 20-х годов старой заводской конторы. Здание спроектировано по принципу трехцветного строения, но не завершено. Задуманная П-образная композиция была частично реализована строительством примыкавшего к основному зданию флигеля, где размещались библиотека, чертежная и заводской музей Строительство главной заводской конторы с флигелем придало завершенность архитектурному ансамблю предзаводской площади. В середине прошлого века появился полутораэтажный дом заводоуправляющего, завершающий периметральное расположение комплекса административных и господских здании. Тогда же на площади был установлен памятник Николаю Никитичу Демидову.
В настоящее время из архитектурного ансамбля “Тагильского кремля”, кроме Верхних и Нижних провиантских складов, сохранились здания заводоуправления с флигелем, где расположены горисполком и музей, и дом управляющего, занимаемый администрацией музея и фондами. Во время пожара в конце XIX века сгорели “Красные хоромы”, а управа благочиния была снесена в начале нашего столетия. В первые годы Советской власти снесен памятник Н.Н. Демидову. Входо-Иерусалимский собор уничтожен в 1930 году. Но и теперь предзаводская площадь сохраняет значение исторического, культурного и административного центра города, В 1925 году здесь был установлен памятник Владимиру Ильичу Ленину, созданный на народные средства, один из первых в Советском Союзе.
План предзаводской площади из собрания чертежей 1828 года. Цифрами помечены здания, составлявшие архитектурный ансамбль “Тагильского кремля”.
1. Управа благочиния.
2. Заводская контора.
3. Заводская чертежная.
4. “Красные хоромы”.
5. Входо-Иерусалимский собор.
6—7. Нижние и Верхние провиантские склады.
Автор: Т.Комшилова
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 29.03.1991.
Источник: historyntagil.ru