Не только эмблема
Своеобразной эмблемой Нижнего Тагила является “сторожевая” башня на Лисьей горе. Она не раз вдохновляла художников. В первой половине XIX века Лисьегорскую башню изобразил П.П. Веденецкий на картине “Тагил зимой”. Она же запечатлена на известном рисунке поэта В.А. Жуковского, побывавшего на Нижнетагильских заводах с цесаревичем Александром Николаевичем в 1837 году. Панорама Тагила первой половины прошлого столетия, открывавшаяся с этой самой высокой точки рельефа, запечатлена в живописном произведении И.Ф. Худоярова “Гулянье на Лисьей горе”.
Сама башня использовалась тогда в качестве пожарной каланчи. Сооружение ее относят к 1818 году в соответствии с датой на плите в облицовке цоколя. Правда, памятник этот иногда именуют “башней XVIII века, построенной при основании Нижнетагильского завода для наблюдения за кочевниками”. Вполне вероятно, что первые сооружения на Лисьей горе были деревянными и могли быть построены в начале XVIII века, но до нас дошло более позднее строение.
Являясь одной из важных особенностей городского ландшафта, формирующей художественный облик Нижнего Тагила, Лисьегорская башня может стать украшением современного города. Но, конечно, при условии ее реставрации.
4 мая 1983 года принято решение горисполкома об утверждении исторической охранной зоны города и мерах по охране памятников истории и культуры. Лисья гора находится в границах этой зоны и числится в списках охраняемых природных ландшафтов. В 1984 году управлением главного архитектора разрабатывались варианты реконструкции Лисьегорской башни. Однако сложность заключалась в том, что к моменту разработки проекта не было документов, которые бы позволили полностью воссоздать первоначальный облик этого памятника. Анализируя фотоматериалы 40-50-х годов нашего века, сопоставляя их с ранним изображением башни на картине Веденецкого, архитекторы сделали кое-какие выводы. О том, например, что фасады башни были украшены портиками, которые могли иметь прямоугольное завершение в виде развернутого карниза или треугольный фронтон, пропорционально вписывающийся между фризом и порталом.
И вот обнаруженный в Центральном историческом архиве чертеж 1828 года подтвердил предположения специалистов. Башня действительно была украшена портиками с треугольным фронтоном. На чертеже показан не только фасад, но и план верхнего и нижнего этажей башни. Сооружение представляет собой трехъярусную кирпичную башню, в основе композиции которой лежит традиционный для русской архитектуры прием постановки восьмерика над четвериком. Завершает объем парапет с чугунной оградительной решеткой. Над четвериком возвышается стройная, изящная ротонда, увенчанная куполом со шпилем. В качестве архитектурной декорации применены трехчетвертные колонны и высокие полуциркульные окна-арки.
Лисьегорекая башня неоднократно подвергалась перестройке. На чертеже 1851 года, хранящемся в Государственном архиве Свердловской области, портик с треугольным фронтоном украшает только один фасад. Тем большую ценность имеет чертеж из старого альбома: он дает возможность воссоздать башню в ее первозданном виде, разрешив сомнения в выборе варианта реконструкции.
Автор: Т.Комшилова
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 22.02.1991 года
Источник: historyntagil.ru