Не только эмблема

Своеобразной эмблемой Нижнего Тагила является “сторожевая” башня на Лисьей горе. Она не раз вдохновляла художников. В первой половине XIX века Лисьегорскую башню изобразил П.П. Веденецкий на картине “Тагил зимой”. Она же запечатлена на известном рисунке поэта В.А. Жуковского, побывавшего на Нижнетагильских заводах с цесаревичем Александром Николаевичем в 1837 году. Панорама Тагила первой половины прошлого столетия, открывавшаяся с этой самой высокой точки рельефа, запечатлена в живописном произведении И.Ф. Худоярова “Гулянье на Лисьей горе”.

Сама башня использовалась тогда в качестве пожарной каланчи. Сооружение ее относят к 1818 году в соответствии с датой на плите в облицовке цоколя. Правда, памятник этот иногда именуют “башней XVIII века, построенной при основании Нижнетагильского завода для наблюдения за кочевниками”. Вполне вероятно, что первые сооружения на Лисьей горе были деревянными и могли быть построены в начале XVIII века, но до нас дошло более позднее строение.

Так выглядела Лисьегорская башня, чертеж 1828 г.; такова она в наши дниЯвляясь одной из важных особенностей городского ландшафта, формирующей художественный облик Нижнего Тагила, Лисьегорская башня может стать украшением современного города. Но, конечно, при условии ее реставрации.

4 мая 1983 года принято решение горисполкома об утверждении исторической охранной зоны города и мерах по охране памятников истории и культуры. Лисья гора находится в границах этой зоны и числится в списках охраняемых природных ландшафтов. В 1984 году управлением главного архитектора разрабатывались варианты реконструкции Лисьегорской башни. Однако сложность заключалась в том, что к моменту разработки проекта не было документов, которые бы позволили полностью воссоздать первоначальный облик этого памятника. Анализируя фотоматериалы 40-50-х годов нашего века, сопоставляя их с ранним изображением башни на картине Веденецкого, архитекторы сделали кое-какие выводы. О том, например, что фасады башни были украшены портиками, которые могли иметь прямоугольное завершение в виде развернутого карниза или треугольный фронтон, пропорционально вписывающийся между фризом и порталом.

И вот обнаруженный в Центральном историческом архиве чертеж 1828 года подтвердил предположения специалистов. Башня действительно была украшена портиками с треугольным фронтоном. На чертеже показан не только фасад, но и план верхнего и нижнего этажей башни. Сооружение представляет собой трехъярусную кирпичную башню, в основе композиции которой лежит традиционный для русской архитектуры прием постановки восьмерика над четвериком. Завершает объем парапет с чугунной оградительной решеткой. Над четвериком возвышается стройная, изящная ротонда, увенчанная куполом со шпилем. В качестве архитектурной декорации применены трехчетвертные колонны и высокие полуциркульные окна-арки.

Лисьегорекая башня неоднократно подвергалась перестройке. На чертеже 1851 года, хранящемся в Государственном архиве Свердловской области, портик с треугольным фронтоном украшает только один фасад. Тем большую ценность имеет чертеж из старого альбома: он дает возможность воссоздать башню в ее первозданном виде, разрешив сомнения в выборе варианта реконструкции.

Автор: Т.Комшилова
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 22.02.1991 года
Источник: historyntagil.ru