Памятник Ефиму и Мирону Черепановым, Нижний ТагилПамятник на площади

Тагильчане глубоко чтят память своих земляков - Ефима и Мирона Черепановых, создателей первого русского паровоза. Еще в годы войны в городе зародилась идея создания памятника этим крепостным новаторам. А далеко от Урала уже учился и набирался мастерства будущий создатель памятника, скульптор Андрей Семенович Кондратьев. Обучаясь в Академии художеств в Ленинграде, параллельно с дипломной работой "Колхозница" он выполнял композицию "Ленин и Горький". Это был первый опыт молодого автора связать две фигуры. Экспонировалась его работа на выставке в 1940 году. После этого он выполнил рельеф "Сталевары Урала", который был выставлен в 1943 году.

Изучая индустрию Урала, скульптор сделал ряд композиций на рабочую тему. Двухметровую фигуру сталевара выставили на Всесоюзной выставке 1947 года.
К этому времени уже имелось решение Совнаркома СССР от 22 августа 1945 года о сооружении памятника Е.А. и М.Е. Черепановым в Нижнем Тагиле. Усилия городских властей привели к решению финансовой стороны вопроса. Было получено и официальное разрешение на строительство памятника.
17 января 1950 года в управлении главного архитектора города состоялось обсуждение проектов памятника Черепановым, представленных скульптором А.С. Кондратьевым и архитектором А.В. Сотниковым.

Представитель отдела скульптуры главного Комитета по делам искусств Т.Д. Шульгина сообщила, что Кондратьев начал работать над проектом два года назад по собственной инициативе. Узнав, что есть решение правительства по сооружению этого памятника, он пришел в комитет посоветоваться и начал работать. Шульгина заявила: "В 1949 году он принес эскиз, фотоснимок с работы, и мы решили, что автор на правильном пути, его работа достойна внимания, и сумели заключить с ним договор. И вот результат такой настойчивой и целеустремленной работы автора, который не гнался за деньгами и договорами, а сумел поднять самостоятельно такую важную тему и нашел ей выражение в этом проекте".

Слово берет участник обсуждения В.Д. Федоров: "Кондратьев - молодой скульптор. В течение многих лет работает над образами литейщиков, других тружеников. Мы знаем целый ряд его работ, над которыми он работал, знаем его литейщиков у горна, его последнюю работу, которая была выставлена. Он, мне кажется, нашел своего героя... Вначале Черепанов-сын держал в руке карандаш, и это был жест как-то не совсем оправданный, но чувствовалось, что это техник, что это мыслитель, и в дальнейшем в своей работе скульптор дал ему в руки циркуль. Мне кажется, это сразу определило и сделало совершенно яркой ту мысль, которую он перед собой ставил".

В своем выступлении А.С. Кондратьев вкратце рассказал о своем пути к памятнику Черепановым. Когда ему предложили работу, он начал изучать жизнь и быт Черепановых, одежду того времени, что сразу сделало конкретней их образы. Он сказал далее: "В чем заключается идея моего памятника? Коротко это так: идущая как бы из земли сила русской старины, выраженная в лице отца, Е.А. Черепанова (сидящая фигура), мощно показывающая на чертеж и призывающая решить поставленную техническую задачу... Поворот же головы, обращенной к сыну, призывает к более молодому поколению, которому дана задача окончательного решения технической проблемы. Значит, он его зовет... Стоящая фигура Мирона Ефимовича Черепанова выражает большое спокойствие, уверенность, упорство и силу духа".

Следом выступил А.В. Сотников. Архитектор сводил свою задачу к тому, чтобы композицию, которую задумал скульптор, подать с наиболее выгодной точки зрения, чтобы не загромождать архитектурными деталями постамент и не убить интересно разрешенную композицию. Он предлагал разместить памятник на привокзальной площади, поближе к паровозам. Позже выбрали Театральную площадь.

Итог обсуждения подвел известный скульптор Л.Е. Кербель, сказавший: "В общем мне проект понравился".

Работа над ним длилась еще ряд лет. Лишь 7 июля 1953 года исполком горсовета открывает особый счет в комбанке города по строительству памятника. Исполком Свердловского облсовета 2 ноября 1955 года разрешает Нижнетагильскому горсовету израсходовать в том же году 251 тысячу рублей на окончание сооружения памятника. В этой стадии большое содействие работам оказал первый секретарь горкома партии Виталий Иванович Довгопол. Он, инженер-литейщик, много интересовался историей литейного дела на Урале и в России, историей металлургии в целом в те годы и позже.

...В воскресный день 4 ноября 1956 года тысячи тагильчан собрались на Театральной площади. Первым на митинге по случаю открытия памятника выступил В.И. Довгопол:

- Сегодня мы открываем памятник выдающимся русским изобретателям, строителям первого паровоза и первой железной дороги с паровой тягой в России Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу Черепановым. Это были замечательные люди, уроженцы Нижнего Тагила, они вышли из народа, были тесно связаны с ним.

И поныне стоит на Театральной площади, главной в городе, бронзовый монумент высотой восемь метров на высоком пьедестале из красного гранита работы скульптора А.С. Кондратьева и архитектора А.В. Сотникова. По словам авторов памятника, в фигурах отца и сына Черепановых они стремились воплотить "поиск истины, идущую как бы из земли силу русской старины, уверенность, упорство и сипу духа".

Газета "Тагильский металлург" от 03.04.2003
Автор: Н.Мезенин
Источник: historyntagil.ru