Нельзя точно сказать, когда и кем была впервые высказана мысль о создании у нас в городе памятника Е.А. и М.Е. Черепановым. По воспоминаниям скульптора М.П. Крамского, эта идея возникла еще во время Великой Отечественной войны и неоднократно обсуждалась на заседаниях горисполкома. 14 апреля 1945 года исполком Нижнетагильского горсовета обратился в Свердловский облсовет с просьбой об установлении в Н.Тагиле памятника механикам Черепановым.
22 августа 1945 года Совет народных комиссаров СССР постановил "удовлетворить просьбу Свердловского облисполкома" о сооружении в нашем городе памятника Черепановым.
Прошли годы. Восстанавливалось разрушенное войной хозяйство страны. И наступил 1950 год, когда в Московском Союзе художников СССР, под председательством известного скульптора Н.В. Томского, состоялось обсуждение проекта памятника Черепановым, предложенного скульптором А.С. Кондратьевым и архитектором А.В. Сотниковым.
Андрей Семенович Кондратьев начал работать над памятником по своей инициативе еще в 1948 году. На следующий год он принес первые эскизы-, и с ним был заключен договор. В годы войны скульптор жил на Урале, в Свердловске, и выполнил рельеф "Сталевары Урала". Здесь же произошла у него интересная встреча с первым секретарем горкома КПСС Н. Тагила Е.Ф. Колышевым, который рассказал ему о городе и о планах его благоустройства.
Вернувшись в Москву, А.С. Кондратьев сделал двухметровую скульптуру сталевара для Всесоюзной выставки художников. Узнав о решении Совнаркома, он начал работать над памятником Черепановым.
Вот как скульптор описывает свой первоначальный замысел: "В первых моментах я трактовал их как рабочих с засученными рукавами. Получался памятник труду. Но углубляясь в материал, я понял, что их надо трактовать как представителей мыслящей передовой интеллигенции того времени. Я начал изучать их жизнь, быт, одежду того времени, что сразу подняло мою работу на более конкретный образец".
Очень помогла скульптору и встреча с доктором технических наук, автором книги "Русская техника" Виктором Васильевичем Данилевским. Ученый показал ему документы и портреты Черепановых. Именно В.В. Данилевский в 1942 году получил эти портреты из рук А.П. Гуляева – внука Мирона Черепанова, и передал их в Государственный Эрмитаж (С.-Петербург), где они и хранятся в настоящее время. В экспозиции Нижнетагильского краеведческого музея выставлены копии.
"Идею моего памятника, - говорил на совещании А.С. Кондратьев, - можно кратко сформулировать так: идущая как бы из земли сила русской старины, выраженная в лице отца - Е.А. Черепанова (сидящая фигура, мощно показывающая на чертеж и призывающая решить поставленную техническую задачу). Поворот же головы, обращенной к сыну, призывает к более молодому поколению, которому дана задача окончательного решения технической проблемы. Значит, он его зовет. Исторически известно, что задача была выполнена, в конечном счете, Мироном Черепановым.
Стоящая фигура Мирона Ефимовича Черепанова выражает большое спокойствие, уверенность, упорство и силу духа".
Автор сделал около 12 вариантов, чтобы пластически решить композицию памятника.
В обсуждении проекта принимали участие известные художники. Большинство из них поддержало идею памятника,, высказав ряд практических замечаний. В то же время было отмечено и определенное композиционное сходство с памятником И.П. Мартоса "К. Минин и Д. Пожарский".
В целом проект одобрили и отправили для обсуждения в Нижний Тагил. В газете "Тагильский рабочий" 5 февраля 1950 года была опубликована статья "Проект памятника Е. и М. Черепановым". На заседании исполкома А.С. Кондратьев и А.В. Сотников познакомили тагильчан с проектом памятника. В обсуждении проекта принимали участие директор НТМЗ Л. Вайсберг, архитекторы И. Комшилов, В. Бут, научные сотрудники музея Е. Боташева, Н. Кипарисова, скульптор М. Крамской и др. Проект памятника был выставлен в краеведческом музее для широкого ознакомления с ним горожан. Исполком Нижнетагильского горсовета утвердил проект и рекомендовал два места для установления памятника: Привокзальная площадь и парк горно-металлургического техникума.
Первоначально планировалось поставить памятник на Привокзальной площади. О том, как должна была выглядеть эта часть города, можно узнать из пояснительной записки к рабочим чертежам архитектора А.В. Сотникова. Памятник должен был располагаться на пересечении двух осей: оси вновь проектируемого проспекта Строителей и оси здания вокзала. Вокруг памятника должны были разбить сквер площадью около гектара. Ограждение сквера планировалось из гранитных камней.
Художественная интеллигенция города высказала свои замечания к проекту и предлагала провести конкурсный просмотр нескольких работ. Отливали скульптуры Черепановых на Ленинградском заводе бронзового художественного литья "Монумент-скульптура". Фигуры и модель паровоза сделаны из бронзы, постамент - из 10 полированных блоков красного гранита.
29 марта 1953 года тысячи жителей нашего города собрались на общегородской митинг, посвященный 150-летию со дня рождения Мирона Черепанова. На месте будущего памятника, на Привокзальной площади, установили глыбу тагильского мрамора, на которой была укреплена чугунная доска: "Здесь будет установлен памятник русским техникам Ефиму и Мирону Черепановым".
В коммунальном банке г. Н. Тагила был открыт специальный счет по сбору средств на строительство памятника.
В 1954 году бронзовые фигуры отлили и привезли в Н. Тагил. Но площадь перед вокзалом не была готова для установки памятника, поэтому приняли решение поставить его на Театральной площади.
В воскресный день, 4 ноября 1956 года, на Театральной площади в 12 часов дня был торжественно открыт памятник крепостным механикам, изобретателям первого русского паровоза, строителям паровых машин в Нижнетагильском округе Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу Черепановым.
Тагильчане бережно хранят память о Черепановых, и Нижний Тагил невозможно представить без этого памятника, стоящего в центре города.
Газета "Тагильский металлург" от 02.11.1996
Автор: Е.Сметанина
Фото: Н. Антонов
Источник: historyntagil.ru