Сегодня информация – это бурный поток, из которого человеку не всегда удаётся выудить то, что ему действительно нужно. Быть своеобразным маяком для всех лиц, имеющих отношение к образованию в России, от детей и их родителей до корпораций, которые нуждаются в специалистах с особыми навыками, призван Московский международный салон образования (ММСО).

Салон проводится во второй раз, и уже собрал представителей более 200 копаний из 60 регионов России и 20 зарубежных стран. Это макроплощадка, поделённая на тематические блоки, где представлены ветви образования от дошкольного до корпоративного, а также блоки дополнительного образования. Но тематика Салона настолько обширна, что его пришлось поделить ещё и на несколько тематических блоков по дням: каждый из четырёх дней его работы посвящён определённой теме.

Московский_международный_салон_образованияЦеремония открытия ММСО. Слева направо: заместитель министра культуры Григорий Ивлиев, вице-премьер Ольга Голодец, заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов

«Наш салон образования, который проходит второй раз, уже занял достойное место и в системе образования, и в нашей жизни», – заявила на церемонии открытия заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец, подчеркнув, что в этот раз мероприятие посетит 60 000 человек («но мне кажется, даже больше», – призналась вице-премьер).

В свою очередь заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов назвал ММСО лицом российской образовательной отрасли не только сегодняшнего дня, но и дня завтрашнего.

Не подскажите, как пройти в будущее?

Этот живой интерес к мероприятию понятен. Ведь от того, каким будет образование сегодня, зависит место, которое наша страна будет занимать на мировой арене в дальнейшем.

Дать молодёжи ориентир в вопросах выбора профессии решились составители «Атласа новых профессий». Аналитики Агентства стратегических инициатив и Московской школы управления «Сколково» исследовали рынок труда и создали каталог не только профессий будущего, но и «профессий-пенсионеров». Составители уверены, что

многие специальности, которые придётся осваивать сегодняшним школьникам, ещё не изобретены. В то же время, другие работники в будущем могут оказаться невостребованными (по мнению составителей, это, например, кассиры и сотрудники ДПС),

и сегодняшние дети тоже должны это учитывать при выборе траектории обучения.

Но сегодня образование – это не только приобретение навыков, а всестороннее формирование личности. И

если последние 20–25 лет система образования оставляла воспитание «за скобками», то сейчас интерес общества к этому вопросу значительно вырос.

В рамках Салона состоялось публичное обсуждение проекта «Стратегия развития воспитания», разработанного Минобрнауки России. «Главная цель проекта – консолидировать возможности всех институтов воспитания: семьи, школы, государства», – отметила директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец. Участники дискуссии пришли к выводу, что в воспитании подрастающего поколения школе следует принимать активное участие, но, тем не менее, семья должна играть ключевую роль в этом процессе.

А для координации действий между этими двумя важнейшими институтами – семьёй и школой – уже разрабатываются высокотехнологичные решения. Об эксперименте в этой сфере, проведённом корпорацией Intel в нескольких странах, в том числе в пяти Российских школах (в республике Татарстан), рассказал вице-президент компании Джон Дэвис. В рамках эксперимента школы снабжались не только оборудованием (персональными планшетами для учеников и учителей) и программным обеспечением, но и методическими материалами, интегрирующими новые технологии в процесс обучения. «Как показал наш эксперимент, успехи ребят в наших школах были значительно выше успехов в контрольных школах, которые были снабжены только оборудованием, но где педагоги не проходили специальной подготовки», – отметил Джон Дэвис.

Московский_международный_салон_образованияДжон Дэвис, Вениамин Каганов и Ольга Голодец

Кроме того, с помощью этих компьютеров учителя получили возможность более оперативно связываться с родителями учеников. Как следствие, родители и семьи школьников из выбранных учреждений на 35% активнее участвовали в жизни школы по сравнению со средними показателями.

Соперничество порождает сотрудничество

Устроители не обошли вниманием и вопросы развития высшего профессионального образования. Одной из важных тенденций последних лет стало приближение российских вузов к общемировым стандартам образования и повышение их конкурентоспособности.

В рамках дискуссии «Глобально-конкурентные подходы в российском образовании», в которой приняли участие Вениамин Каганов, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, ректор МПГУ Алексей Семенов, обсуждались вопросы развития конкурентоспособности образовательной системы в России. В частности, акцент был поставлен на мировых рейтингах образования. Сейчас в России, по мнению экспертов, одной из главных задач развития конкурентоспособности образования является привлечение иностранных преподавателей и студентов в российские вузы, а также создание условий для реализации новых идей и проектов.

Другими словами, чтобы войти в мировую образовательную элиту, вузы должны наладить систему международного партнёрства.

«Ничто так не объединяет людей, как общие проекты. Сколько бы договоров ни подписывалось, если нет общего дела, никакой кооперации не получится.

Мне кажется, что сейчас как раз много возможностей для этого, а сами проекты могут быть на почве чего угодно – оборудования, студенческих программ обмена и так далее. И мы, как высокотехнологичная корпорация, всегда готовы к сотрудничеству и можем даже выступать в качестве площадки для различных мероприятий», – сказала директор образовательных программ Intel в России Вера Баклашова.

Деловая площадка

Помимо функции трибуны, где эксперты могут поделиться своими идеями по вопросам образования, ММСО также выступает как площадка для налаживания партнёрских связей и подписания договоров.

Так, в рамках первого дня работы Салона было подписано несколько важных соглашений, в том числе – соглашение между Минобрнауки России и Ассоциацией волонтерских центров в сфере развития волонтерского движения. «Этот договор даст правильный сигнал обществу, образовательным учреждениям, и приведет к тому, что система образования и волонтёрское движение будут развиваться синхронно, будут помогать друг другу», – отметил Вениамин Каганов.

Но, что самое важное, договоры заключаются не только на высшем уровне – Салон стал площадкой для живого общения профессионалов и заинтересованной молодёжи.

«Я собираюсь на мероприятие по бизнес-инкубаторам. Мы сейчас создаём свой бизнес инкубатор юридической направленности и очень хотим понять механизм, избежать подводных камней», – рассказал корреспонденту STRF.ru Вячеслав, студент первого курса МФЮА.

Московский_международный_салон_образованияЭксперимент от детского города мастеров «Мастерславль»

Участники и организаторы Салона уверены, что эта инициатива будет поддержана и в дальнейшем, и ММСО станет ежегодным событием.

Источник: http://www.strf.ru/