На расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации министр Ольга Васильева рассказала, что было сделано в 2016 году, и какие задачи предстоит решить в 2017-м.

Образование как обучение и воспитание

«Система образования Российской Федерации охватывает 30 миллионов наших детей и молодежи, включая 7 миллионов дошкольников, 15 миллионов школьников, 2,5 миллиона студентов профессионального среднего образования, около 5 миллионов студентов высшего образования, которые обучаются на сегодняшний день в 90 тысячах организаций разного уровня», – сообщила глава Минобрнауки России. По её словам, в государственных и муниципальных образовательных организациях работает 5 миллионов человек, из них половина – педагогические работники.

«Система по потенциалу – это бесспорный ресурс для “умной силы” и культурного лидерства России», – констатировала Ольга Васильева.

tМинистр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева. Фото: пресс-служба Минобрнауки России

 

Министр поделилась основными результатами всех уровней системы образования в минувшем году и перспективами их развития, подчеркнув, что ключевым в работе ведомства является обеспечение доступности и соответствие качества российского образования запросам граждан, перспективным задачам развития экономики и целям, которые ставит общество.

Так, различными формами дошкольного образования охвачено 6 миллионов детей в возрасте от 3 до 7 лет. Уровень доступности дошкольного образования в подавляющем большинстве регионов России составляет 100%. В 2017 году необходимо устранить очереди в детских садах пяти регионов, где места ожидают 75 тысяч ребят.

Для ликвидации двухсменного обучения школьников в 2016 году в общеобразовательных организациях было создано почти 170 тысяч новых мест. Начиная с этого года, такая задача будет решаться в рамках приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды для школьников». Он предусматривает строительство новых школ в российских регионах.

По итогам 2016 года в 10 тысячах российских школ (более 21%) созданы условия для инклюзивного образования. Министерство будет поддерживать и сеть специализированных образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Самое важное на сегодняшний день для нас – это содержание образования», – сказала Ольга Васильева.

В Минобрнауки созданы экспертные группы по всем предметам, которые занимаются усовершенствованием содержания образовательных программ. Усилия должны быть направлены на создание единого образовательного пространства, подчеркнула министр.

По ее мнению, «на сегодняшний день ЕГЭ является самым объективным гарантом качественной государственной политики в области образования». Но это не означает, что контрольно-измерительные материалы не должны совершенствоваться. Так, по большинству предметов исключена тестовая часть ЕГЭ (кроме экзаменов по языку), апробируется устная часть по русскому и китайскому языку, а также добавляются экзамены по выбору.

Одной из важных задач общего образования Ольга Владимирова считает внесение изменений в стандарты в части требований к «структуре программ воспитания и социализации обучающихся».

В систему дополнительного образования вовлечено 69% детей от 5 до 18 лет (к 2020 году – 75%). По словам руководителя ведомства, всё более популярными становятся дополнительные общеобразовательные программы технической и естественнонаучной направленности. «Совместно с Агентством стратегических инициатив в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в регионах создаются технопарки, – отметила министр. –

В 2016 году на выделенный из федерального бюджета почти миллиард рублей было открыто 17 таких технопарков. В 2017 году планируется открыть ещё столько же».

tСлайд из публичной декларации Министерства образования и науки Российской Федерации на 2017 год

 

Улучшению условий обучения в системе профессионального образования будут способствовать созданные в 2016 году 7 межрегиональных центров компетенций, которые оснащены высокотехнологичным оборудованием.

В рамках международного движения WorldSkills в России ежегодно планируется готовить 5 тысяч экспертов и 5 тысяч преподавателей. В мае 2017 года состоится финал V Национального чемпионата WorldSkills, после которого российская сборная примет участие в мировом чемпионате WorldSkills Competition в Абу-Даби.

Доступное высшее

«Из 100 выпускников, которые в этом году закончат российские школы, 57 человек поступают на бесплатные места на первые курсы наших вузов», – сообщила глава Минобрнауки.

При распределении контрольных цифр бюджетного приёма в вузы учитываются потребности регионов в подготовке кадров. Также в этом году учтены пожелания 13 тысяч российских работодателей. В 2016 году на инженерное направление было выделено 46,7% бюджетных мест, на педагогическое направление – 9,2%, на медицинское направление – 8,4%. На 2017–2018 годы цифры будут примерно такими же или даже возрастут.

По словам министра, «свыше 80% выпускников вузов, которые завершают своё образование по медицинскому направлению, а также по всем направлениям, связанным с техникой и технологиями, находят себе работу по окончании вуза».

t
Слайд из публичной декларации Министерства образования и науки Российской Федерации на 2017 год

 

С целью повышения доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках государственной программы «Доступная среда» в 2016 году созданы три ресурсных учебно-методических центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе МГППУ, РГСУ, МГТУ имени Н.Э. Баумана. К 2018 году Минобрнауки планирует создание ещё 18 центров на базе крупных вузов, в том числе семь – в 2017 году.

В этом году министерство планирует, в частности, продолжить поддержку программы повышения международной конкурентоспособности ведущих университетов, доработать нормативно-правовую базу и решить все проблемы с аспирантурой, обеспечив развитие исследовательской и прикладной составляющих.

«Российская наука становится более заметной»

«Сегодня мы реализовали практически полную систему инструментов поддержки и видим результаты», – сказала Ольга Васильева в части доклада, посвященной науке. Впервые за пять лет зафиксирован рост внутренних затрат на исследования и разработки, до 1,13% от ВВП. Инвестиции в науку достигли 915 миллиардов рублей, что на 67 миллиардов больше чем в прошлом году, причём основной рост дают инвестиции из реальной экономики.

tСлайд из публичной декларации Министерства образования и науки Российской Федерации на 2017 год

 

Впервые с 2014 года численность молодых исследователей увеличилась на 5,5 тысячи и на сегодняшний день возраст 43% исследователей не превышает 39 лет.

Большая работа проделана и в области целеполагания в науке – 1 декабря 2106 года Президент утвердил Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации, разработку которой курировало Минобрнауки. Также министерство обеспечило нормативную базу для запуска Национальной технологической инициативы, которая «является ключевым инструментом для перехода результатов исследований в продукты и услуги, способствующие достижению лидерства российских компаний на перспективных рынках.

В работе ведомства уделяется большое внимание конструктивному взаимодействию с Российской академией наук, с активным участием которой разрабатывается план реализации Стратегии научно-технологического развития, обсуждаются предложения по новым программам фундаментальных исследований РАН, поддержки ведущих научных школ, отметила Ольга Васильева.

Министр также отметила роль высшей школы в развитии науки: «По численности исследователей сектор университетской науки сравнялся с академическим. Университеты сегодня – подвижный и конкурентоспособный сектор науки. Доля конкурсного финансирования в вузах превысила 80%, или 58 миллиардов рублей, если сравнивать с объёмом государственного задания. Это практически вдвое больше, чем в академических институтах».

По одному из показателей результативности науки есть заметное продвижение. В 2016 году, по предварительным данным, на долю российской науки пришлось 2,41% мирового потока публикаций – более 39 тысяч статей (по Указу Президента № 599 от 7 мая 2012 года она должна достигнуть в 2,44%).

«Российская наука становится более заметной. Это является гарантией того, что Россия сможет занять достойное место на новых рынках высоких технологий», – заявила Ольга Васильева.

В числе задач Минобрнауки в сфере науки и технологий на 2017 год:

  • осуществление перехода на эффективные финансовые механизмы, включая грантовые – длительностью от трех до пяти лет,
  • адресное финансирование постоянных позиций ведущих ученых,
  • разработка и реализация дорожной карты развития национальной научно-исследовательской инфраструктуры,
  • совершенствование налогового законодательства в части устранения экономических барьеров для предприятий и организаций, инвестирующих в науку,
  • обеспечение национальной подписки на ведущие мировые издания, международные индексы цитирования для всех научных организаций и вузов.

Источник: http://strf.ru/